15 ноября в Петербурге неожиданно выпал снег. А ехать надо на машине, да ещё и на летней резине.
Каждый поворот, каждое торможение в такой ситуации очень быстро показывает: спасает не «удача», а умение тестировать сцепление и понимать, какую перегрузку держат колёса. И в какой-то момент приходит простая мысль: "Всё то же самое происходит и на мотоцикле. Физика одна и та же. Меняется только количество колёс и степень риска."
Эта статья о том, как зимой, на машине, можно отработать чувство перегрузки и динамики так, чтобы потом ездить на мотоцикле гораздо спокойнее и увереннее. А в конце о том, как мы в мотошколе помогаем это закрепить уже на мотоцикле, в тёплом помещении.
Перегрузка и динамика: два слова, которые надо понять
Чтобы и водитель, и мотоциклист управляли техникой осознанно, полезно разложить ощущения на два понятных термина.
Перегрузка
Это насколько сильно можно тормозить, разгоняться или поворачивать, чтобы колёса ещё держали дорогу. Грубо говоря — сколько сцепления у вас есть в запасе.
Перегрузка торможения — сила замедления.
Перегрузка разгона — сила, с которой вас «вдавливает» в спинку.
Боковая перегрузка — сила, с которой вас тянет наружу поворота.
Динамика
Это как именно вы меняете скорость или траекторию: плавно, резко, ступенчато, рывками.
Плавное наращивание торможения — одна динамика.
Ударил по педали/рычагу — совсем другая.
Перегрузка — это “сколько”.
Динамика — это “как”.
Почему зимой машина — лучший тренажёр чувства перегрузок
Не все водители и мотоциклисты готовы ездить зимой на двух колёсах — и это нормально. Но почти у всех есть машина, и зима с гололёдом даёт уникальную возможность:
- почувствовать предел сцепления на малых скоростях
- поймать момент, когда колёса начинают скользить
- научиться точнее и аккуратнее подходить к пределу, а не влетать в него
- тренировать реакцию в мягком, прощающем режиме
То, что вы прочувствуете зимой на машине, потом один в один перенесётся в мозг и тело, когда вы будете ездить на мотоцикле.
Важно: все упражнения ниже выполняются на безопасных скоростях и там, где вы никому не мешаете. Пустая площадка, парковка без машин и пешеходов, аккуратность и голова на плечах обязательны.
Упражнение 1. Прямолинейное торможение на гололёде и «подползание» к пределу
Задача — научиться чувствовать, как растёт перегрузка при торможении, и ловить момент, когда достигнут предел сцепление.
Как делает новичок (и многие водители):
Представим, что максимум торможения — это «10».Новичок нажимает так:0 → 2 → 4 → 6 → юз.
Шаги крупные, руки напряжены, педаль (как и рычаг мотоцикла) нажимается грубо, колесо блокируется резко, непонятно, на какой перегрузке это произошло, риск испугаться и «зажаться» очень высокий.
Теперь перенесите это поведение на мотоцикл и грунтовку на дорожной резине — картинка будет знакомой: резкое нажатие → юз → паника → падение.
Как делает опытный:
Опытный водитель/мотоциклист в районе предполагаемого предела работает гораздо тоньше:
0 → 2 → 3.5 → 4 → 4.3 → 4.5 → лёгкая блокировка / ABS.
Что это даёт:
Он точно понимает: «блокировка началась примерно на 4.3»; перегрузка росла плавно, было время всё почувствовать; в момент начала скольжения есть запас реакции — можно успеть отпустить педаль/рычаг чуть назад; информация о покрытии становится точной, а риск упасть/потерять управление — минимальным.
Вывод: чем аккуратнее вы выходите на предел, тем:
- точнее информация о покрытии,
- меньше риск потерять управление,
- спокойнее нервная система.
Упражнение 2. Торможение с ABS на гололёде: учимся «откатывать усилие»
На всех машинах есть ABS — это отличный тренажёр.
Суть упражнения:
- На прямой, на малой скорости, вы плавно увеличиваете давление на педаль тормоза.
- Чувствуете, как растёт перегрузка — вас всё сильнее бросает вперёд.
- В какой-то момент ABS начинает срабатывать — перегрузка перестаёт расти, педаль «пульсирует».
- Ваша задача — перестать добавлять тормоз, а наоборот, чуть отпустить, выйдя из режима постоянной работы ABS.
На мотоцикле это будет один в один: чем раньше вы научитесь чувствовать момент «дальше сильнее тормозить уже нельзя, перегрузка не добавляется», тем спокойнее будете ехать в дождь и по скользкому.
Упражнение 3. Разгон на гололёде: динамика и перегрузка вперёд
Разгон — это та же перегрузка, только ускорение.
Задача: плавно увеличивать нажатие на газ, чувствовать, как растёт перегрузка разгона, уловить момент, когда она перестаёт увеличиваться, а колёса начинают срываться в пробуксовку.
Этот навык потом напрямую работает на мотоцикле: старт на разметке, плитке, мокром асфальте, разгон на грунтовке, выход из поворота на скользком покрытии.
Вы перестаёте «давать газ как привыкли» и начинаете подстраиваться под обратную связь от разгона.
Упражнение 4. Повороты в гололёд: тренировка боковой перегрузки
Следующий шаг — боковая перегрузка, то есть поворот.
Условие: пустая широкая парковка, низкая скорость.
- Едете по широкому кругу. Скорость постоянная.
- Очень плавно уменьшаете радиус поворота — буквально по чуть-чуть поворачиваете руль.
- Для большей реалистичности наклоняете тело внутрь поворота (как на мотоцикле), например, вправо при движении по часовой стрелке.
Ваша задача: научиться чувствовать, как вас всё сильнее «вдавливает» в сиденье, уловить момент, когда начинает сносить наружу, спокойно, без паники, отработать рулём. Это один в один процесс, который происходит на мотоцикле, когда в повороте на не самом крутом угле наклона переднее или заднее колесо чуть сносит на песке, разметке, плитке, влажном асфальте.
Залог безопасности в повороте — умение очень плавно выходить на предполагаемый максимальный угол наклона, не прыгая туда рывком.
Ходьба по льду как модель правильного поведения
Вспомните себя пешком в гололёд. Можно ли ходить по мокрому льду? Да!
Но: оооочень плавно, без резких шагов, короткими, контролируемыми движениями.
Точно такой же точности управления нужно достигнуть в работе педалью тормоза, газа и руля зимой в машине. И в работе с ручкой газа, передним тормозом и наклоном — уже на мотоцикле.
И вся эта тонкость начинается с одного навыка: чувство перегрузок.
Как это всё связано с мотоциклом
Теперь перенесём эти принципы на мотоцикл.
Ситуация: съезд с асфальта на грунтовку или гравий.
Что делает неопытный мотоциклист:
- не осознаёт, что сцепление изменилось → едет «как по асфальту» → ловит юз или падение;
- либо наоборот, едет еле-еле, излишне перестраховываясь, почти не управляя мотоциклом.
Что делает опытный:
- Понимает: покрытие другое → сцепление неизвестно.
- Тестирует покрытие — аккуратным торможением передним тормозом или плавным разгоном.
- «Подползает» к пределу, как зимой на машине:0 → 2 → 3.5 → 4 → 4.3 → лёгкий юз.
- Фиксирует: «вот тут перегрузка перестала расти» — и дальше едет в её пределах,выбирая скорость, дистанцию, угол наклона, динамику торможения и разгона.
Иногда, для забавы и лучшего понимания, опытный райдер может чуть-чуть превысить предел — поймать короткий контролируемый занос, блокировку, снос. Но ключевое слово здесь — контроль.
Почему джимханисты и эндуристы так спокойно относятся к сносам
Те, кто ездит на тренировки по мотоджимхане, знают это по опыту: парковка с разметкой, камешками, битумными полосами; то заднее колесо снесёт, то переднее чуток «поплывёт». И при этом никто не падает каждый круг. Почему? Потому что есть чувство перегрузки и плавный выход на предел.
Чем ближе к пределу сцепления, тем медленнее и осознаннее движения, плавнее работа газом и тормозом, больше шансов дать мотоциклу стабилизироваться.
Эндуристы скажут то же самое про грунт. Снос — это нормально, если ты его понимаешь и не дёргаешь мотоцикл.
Как мы помогаем это закрепить в мотошколе
Зимой вы можете уже сейчас, на машине, начать прокачивать чувство перегрузок: торможение и работа с ABS, плавный разгон до начала пробуксовки, боковые перегрузки на круге, аккуратный выход на предел сцепления.
А дальше этот фундамент можно перенести на мотоцикл.
В Мотошколе А (Санкт-Петербург) мы:
- учим с нуля на категорию А и сразу закладываем эти базовых ощущений мотоцикла
- помогаем мотоциклистам с правами прокачать чувство сцепления, работу с тормозом и газом, уверенность на нестабильных покрытиях
Зимой тренируемся в тёплом крытом помещении, где можно безопасно отрабатывать:
- плавный выход на предел сцепления
- реакцию на снос и юз
- работу с динамикой торможения и разгона
- уверенное управление мотоциклом на малых скоростях
То, что вы почувствовали зимой на машине, мы помогаем отработать уже на мотоцикле — под присмотром инструкторов, с понятной методикой и без лишнего риска.
Итог
Зима и гололёд — это не только «страшно». Это уникальный тренажёр для развития чувства перегрузок.
На машине вы можете безопасно отработать всё: торможение, разгон, повороты, плавный выход на предел сцепления.
Поняв это на четырёх колёсах, вы станете гораздо увереннее на двух.
А если хотите ускорить прогресс и отработать всё на мотоцикле — для этого есть зимние тренировки в крытом помещении и работа с инструкторами, которые уже много лет учат людей чувствовать и понимать мотоцикл.