Back to the list

Начало обучения: мотоцикл падает - что делать?

Вы пришли на первое занятие по вождению мотоцикла и постепенно начинаете знакомиться с его управлением. При этом вы сразу сталкиваетесь с самым сложным вариантом движения - с движением на малой скорости.


Малая скорость - это приблизительно 5-10 км/ч. На этой скорости байк крайне не устойчив и у учеников с опытом появляется желание добавить "газку", чтобы ехать устойчивее и не заваливался. Таким образом мы получаем движение по прямой. Движение без стресса. Появляется чувство кайфа. Ветер в лицо и всякая такая романтика. И вроде как даже можно получать удовольствие от обучения! Но...

Ссылка на Ютуб

На самом деле разогнаться для большей его устойчивости - своеобразная ловушка! Ведь всякая прямая когда-нибудь кончается, а вот повернуть будет очень страшно и не так просто как может показаться.

Поэтому на первых порах лучше сильно не разгоняться. Так как именно в этих условиях у нас есть возможность воспользоваться самым верным и простым способом остановить завал мотоцикла в случае отклонения от равновесия - выставить ногу и оттолкнуться ею от асфальта!

Выставление ноги в случае падения или завала  - это ни в коем случае не постоянный метод контроля равновесия. Это метод подстраховки. И самая главная задача этого метода, чтобы ученик оставался в спокойном состоянии и мог более осознанно изучать основные способы контроля.

От равновесия можно легко отклониться и двигаясь медленно по прямой, и разворачиваясь во дворе, и в междурядье. Поэтому  начинающим мотоциклистам советуют на 1-2 сезон покупать легкий мотоцикл. Легкий - это порядка 100-130 кг. Так же вы на своем байке должны уверенно доставать до земли. При таких условиях вы сможете смелее экспериментировать на низких скоростях в городской среде и не бояться крутых наклонов.

Далее поговорим об основной ошибке при применении этого метода. Эта ошибка базируется, как и большинство других, на Проявлении Инстинкта Самосохранении(ПИС). По другому, это те действия, которые человек выполняет, в состоянии паники.

Ошибка при падении на низкой скорости заключается в том, что человек стремится сохранить положение своего корпуса в вертикальном состоянии.  Старается сделать так, чтобы корпус не направлялся в сторону завала и оставался вертикальным. Это и есть не правильный рефлекс. Выпрямляя себя мы валим свой байк ещё больше. Так как для выпрямления себя мы опираемся на подножку в сторону которой развивается падение.То есть мало того, что мы ускоряем этот не приятный процесс, так ещё и не убираем ногу, чтобы её не придавить мотоциклом. В данной ситуации правильный рефлекс - при малейшем подозрении, что мы заваливаемся, выставлять ногу в сторону его завала. Важно чтобы реакция на отклонение от равновесия была молниеносной и делать это надо отталкиваясь от противоположной подножки  и перемещать корпус в сторону завала. Таким образом мы на много быстрее снимем ногу с подножки, замедлим падение еще до опоры на асфальт и на нашу ногу придется меньшая нагрузка. А тут и меньшая вероятность потянуть мышцы или поскользнуться.  Порой благодаря хорошей реакции и такому правильному рефлексу, дело до выставления ноги может и не дойти. Так как завал мотоцикла будет остановлена в зародыше!

Главная задача этих манипуляций - послать именно мотоцикл на выпрямление! Если он перестанет падать, то дальше он вас вытянет!

Еще одна распространенная ошибка - это снимать в панике с подножек обе ноги. Контроля это не добавляет, а вынуждает схватиться за руль. Чем плохо зажатие руля? Об этом мы поговорим в следующей статье.